Маленький да удаленький

Евгений в

Вместе с «лишним человеком» в русской литературе родился и «маленький человек». Его отцом стал А.С. Пушкин. Новый тип героя появился в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике». Он – обычный человек маленькой должности, добрый, безобидный, ничем не выдающийся, со своими мечтами и надеждами. Но его судьба незавидна: жизнь делает все, чтобы сломать героя, отобрать все самое ценное. В «Станционном смотрителе» Самсон Вырин теряет свою дочь. Девушка влюбляется в заезжего офицера и уезжает с ним в Петербург. Старик, которого поддерживала любовь дочери, сильно меняется. Ему уже незачем жить, не за что бороться. Другой «маленький человек» — Евгений из «Медного всадника» — теряет во время наводнения невесту и свои мечты об уютном доме, любимой жене и детях. Юноша сходит с ума от горя и во всем винит основателя Петербурга Петра Великого.

Акакий Акакиевич Башмашкин в

Образ «маленького человека» пришелся по душе и Н.В. Гоголю. Писатель, переехавший в Петербург с Украины, пошел еще дальше. Его герой Акакий Акакиевич Башмачкин – самый незаметный из всех, его жизнь – это работа и экономия. Вместо любимой женщины у чиновника любимая шинель, ради которой он готов на все. Предмет одежды оживает в глазах Акакия Акакиевича, и ее потеря приводит к смерти бедного титулярного советника. Но мир настолько жесток, что Башмачкину самому приходится мстить обидчику, превратившись в городской призрак.

«Маленький человек» — герой со странностями, зачастую интроверт. Он может бояться реальности и отгораживаться от нее, как это делал Беликов у А.П. Чехова в рассказе «Человек в футляре». Герой с самого начала отвергает мир, он прячется за домом, одеждой, футлярами для одежды, даже за древнегреческим языком, который преподает. Возможно, окружение не было против учителя, но он самостоятельно объявил ему войну и не смог выжить.

«Маленький человек» появляется и в произведениях Максима Горького. Он более реален, чем у Гоголя и Чехова, он находится на самом дне жизни, но хранит в глубине души мечту, которая может помочь подняться, а может и погубить. Мечты для этого типа героев опасны, ведь они не готовы за них бороться, они не верят, что смогут изменить свою судьбу, подняться наверх из ночлежки и больше никогда туда не возвращаться. Поэтому подбадривание Луки губят Актера, Наташу, Пепла, ломают уже и так сломанные судьбы живых людей.

капитан Тушин в

Но «маленький человек» может вызывать не только жалость и сочувствие, но и восхищение. Восхищение есть в глазах Л.Н. Толстого и А.И. Куприна, его чувствуют и читатели. Толстой в «Войне и мире» показывает храброго капитана Тушина, который не боится врага и преображается на поле боя, на месте маленького и щуплого человека появляется богатырь, знающий свое дело. Герой снова становится обыкновенным, невысоким и нелепым, когда предстает перед высокими чинами. Они не видят его силы и храбрости, он в свою очередь чувствует себя не на своем месте.

Может быть, несвоевременна любовь чиновника Георгия Желткова в «Гранатовом браслете» Куприна, но это чистая великая любовь, разглядеть которую не удалось героине. Но несмотря на унижение влюбленный ушел тихо и достойно (хотя некоторые не считают самоубийство достойным поступком), оставив после себя княгине Вере Шеиной сонату Бетховена, письма, а также горечь и понимание, что именно она недооценила в своей жизни.

Маленький человек родился в начале XIX века, прожил столетие и дожил до XX века. Он живет и сейчас на страницах книг русских писателей, совсем обычный, ничем не примечательный, но способный глубоко любить и мечтать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *