С детства нам твердят, что Пушкин – солнце русской поэзии, наше ВСЕ. В школе мы заучиваем наизусть строчки «Мороз и солнце – день чудесный», «Я к вам пишу, чего же боле», «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты» и после зачастую расстаемся с Александром Сергеевичем без сожаления. В голове остается только одно определение – «великий русский поэт». Но чем же он так велик?
Во-первых, тому прекрасному певучему русскому литературному языку мы обязаны именно Пушкину. Благодаря ему поэзия осталась красивой, но перестала быть неповоротливой и далекой от народной речи, как у Державина, Сумарокова и других предшественников Александра Сергеевича. Пушкин – о ужас! – не стеснялся вводить в свою поэзию простонародные слова и образы, смешивать французский с русским, добиваясь нужного эффекта.
Во-вторых, несмотря на то, что Александр Сергеевич прожил недолгую жизнь (поэта убили в 37 лет), он успел оставить после себя столько тем и направлений, которые потом разрабатывали и доводили до ума другие писатели. Именно Пушкин открыл русскому читателю мир маленького человека («Медный всадник», «Станционный смотритель»), который потом будет развивать в петербургских повестях Н.В. Гоголь. Из-под пера Пушкина возник лишний человек – Евгений Онегин – один из первых в ряду других. Поэт поднял тему противостояния государства и отдельной личности. Также он прошел путь от романтизма до реализма, причем семимильными шагами.
В-третьих, Пушкин запомнился диалогом с Николаем I. Для России того времени это был уникальный случай, когда царь обратил внимание, причем очень пристальное, на столь мелкого чиновника (Александр Сергеевич дослужился лишь до титулярного советника 9 класса, всего же их было 14-ть). Масла в огонь подлила знаменитая беседа поэта и царя после восстания декабристов. Она длилась, как сообщали очевидцы, более часа. Такой длинной аудиенции у занятого императора не получал никто до и после. Только Александр Пушкин.
Оба – поэт и царь – запомнились современникам и потомкам знаменитыми репликами сразу же после этого разговора. Император назвал поэта «умнейшим человеком», тот в свою очередь также лестно отозвался о правителе.
В-четвертых, Пушкин несмотря на свое дворянское звание и службу на благо государства стал первым профессионалом на литературном поприще. Он не только получал гонорары за свои поэтические и прозаические произведения, но и тщательно изучал вопросы цензуры, авторского права, издательского дела. Впрочем, денег поэту всегда не хватало, а гонорары были не самыми высокими, так как он не умел подстраиваться под вкусы публики, что с успехом делали его соперники.
В-пятых, Александр Сергеевич заложил один из первых камней в петербургский миф. Еще до Пушкина появлялись легенды о том, как возник город на Неве и как он погибнет. В народе твердили, что первая жена Петра Великого, сосланная им в монастырь, прокляла город. После появились слухи, что Петербург уйдет под воду. Частные наводнения подтверждали эти предположения. До поэта Петербург лишь восхваляли, однако в произведениях «солнца русской поэзии» появилась обратная – мрачная – сторона столицы. К этой двойственности города на Неве будут обращаться писатели и XIX, и XX века.