Писатели и самоубийство: II часть

Самоубийство как лаконичный способ уйти из жизни красиво и без проволочек предпочитали не только русские, но и зарубежные писатели. Правда, там рубеж счетов с жизнью поднялся до 60 лет, причем последних было немало. При этом большинство суицидов выпало на неспокойный XX век. Какие же способы предпочитали иностранные литераторы? Преобладало либо огнестрельное оружие, либо лекарства, хотя встречались и другие интересные случаи.

Генрих фон Клейст

Немец Генрих фон Клейст, с детства страдавший нервными расстройствами, долгое время вынашивал идею самоубийства, причем не обычного, а двойного. Драматург даже уговаривал свою жену Марию, но супруга не решилась на такой серьезный поступок. Клейст же ушел из жизни в 34 года и не один. Он познакомился с Генриеттой Фогель, больной раком. Молодая женщина полностью разделила его мечты. На берегу озера Клейст сначала застрелил Генриетту, а потом застрелился сам. Это не единственное двойное самоубийство в истории. В римской империи вместе с Сенекой покинула мир его супруга, которой можно было и не умирать, ведь приказ Нерона касался только философа.

Обычный с одной стороны и необычный с другой стороны способ выбрал автор «Рукописи, найденной в Сарагосе» Ян Потоцкий. Существуют две версии его гибели. По одной из них, литератор застрелился серебряным шариком от сахарницы у себя в имении, так как больше не мог переносить сильные головные боли. В другой рассказывается, что польский писатель долгие годы вытачивал пулю из ручки сахарницы. Он пустил ее в дело, когда узнал об окончательном присоединении Польши к России.

Эрнесту Хемингуэю было 62 года, когда он взял в руки ружье, чтобы покончить со всем мирским. Его измучили подозрения в слежке (кстати, после смерти они подтвердились), доктора, лечебницы. Писатель из-за лечения потерял самое драгоценное – память и больше не мог писать. В один из дней после выписки он взял свое любимое оружие – двустволку — и выстрелил.

Ромен Гари тоже дожил до преклонного возраста – 66 лет. Он получил две Гонкуровские премии, славу и признание, которое досталось в большей степени созданному им самим Эмилю Ажару. Писатель не смог смириться с последним и выбрал пулю. Даже смерть Гари не смогла убедить поклонников Ажара, что он был лучшим. Они остались верны мистификации и утверждали, что только Эмиль был настоящим мастером своего дела, а его создатель поденщиком, хотя и очень хорошим.

Лекарства – второй по популярности у иностранных литераторов способ попрощаться с жизнью. Его, как ни странно, выбрал Акутагава Рюноскэ, автор знаменитых «Ворот Расемон». Он выбрал не чисто японский выход – харакири – но нельзя сказать, что смерть Рюноскэ была не японской. Знаменитый писатель умер в 35 лет, приняв смертельную дозу веронала. В последние годы жизни Рюноскэ все чаще и чаще обращался к теме самоубийства в своих произведениях, вспоминал мать, наложившую на себя руки в сумасшедшем доме, чувствовал нервное напряжение и неприятие реальности.

Джек Лондон

Джек Лондон тоже выбрал лекарства, однако версия о его самоубийстве выглядит не очень стройной. Накануне трагической гибели писатель был весел и полон планов по преобразованию своего ранчо, он собирался открыть школу. Вероятно, Лондон не хотел погибать, а лишь не рассчитал дозу лекарства, так как давно принимал его и каждый раз требовалось все больше и больше, чтобы боль отступила. Листок с расчетами дозы, как считают литературоведы, подтверждает эту теорию.

В отличие от Лондона Зигмунд Фрейд сознательно прибегнул к эвтаназии. Ему было 83 года, в Германии царил Гитлер, психоаналитическая ассоциация давно была распущена, произведения Фрейда перестали печатать и уничтожили, он с трудом смог покинуть страну и перебраться в Англию. Писатель и психоаналитик не хотел жить в таком мире, его болезнь прогрессировала, поэтому он предпочел умереть, попросив доктора Макса Шура ввести ему смертельную дозу морфия.

Стефан Цвейг

Через три года после этого покончил собой Стефан Цвейг, бежавший из фашистской Германии. Вместе с женой он принял снотворное и уснул вечным сном в номере гостиницы маленького бразильского городка. Их фотография, лежавших спокойно и уверенно, облетела все газеты. Что побудило писателя, спасшегося, уехавшего так далеко от родного дома, ставшего страшной тюрьмой, наложить на себя руки? Вероятно, Цвейг боялся Гитлера и его амбиций настолько, что верил в то, что фюрер пересечет Атлантический океан и завоюет Америку. Ремарк, узнавший о смерти Цвейга, предположил, что трагедии можно было избежать, если писателю и его супруге было бы с кем поговорить.

Сильвия Плат

Американская поэтесса Сильвия Плат выбрала и снотворное, и газ. В холодном доме без телефона и отопления, где жила с детьми одна, 30-летняя женщина сначала выпила лекарство, потом законопатила все щели на кухне, открыла газ и сунула голову в духовку. В последние дни с Сильвией творилось неладное, она была в депрессии, думала о самоубийстве, вспоминала о попытке суицида в молодости. К тому же ее стихи почти не брали в печать, а муж ушел к другой. Друзья пытались ей помочь, знакомый врач выписал антидепрессанты и искал место в хорошей клинике, однако спасти поэтессу не удалось.

Автор популярного приключенческого романа «Капитан Сорвиголова» Луи Буссенар, по одной из версий, заморил себя голодом после смерти любимой жены. Этой теории придерживаются российский писатель Григорий Чхартишвили и еще несколько иностранных исследователей. Однако большинство считает это ложью: французский литератор умер после продолжительной болезни и сложной операции. После смерти супруги он находился в депрессии, мало ел и почти не вставал с постели, но это не означает, что он специально доводил себя до гибели.

Вирджиния Вулф

Трагически оборвалась жизнь Вирджинии Вулф. В 1941 году писательница ушла из дома, набрала в карманы пальто камней и бросилась в реку. В прощальной записке она просила прощения у мужа и объяснила, что не хотела бы быть для него обузой. Вулф за всю свою жизнь перенесла несколько нервных срывов, у нее были видения и голоса. В начале Второй мировой войны писательница поняла, что ей грозит еще одно помешательство. Вирджиния любила мужа и не хотела усложнять ему жизнь в этот тяжелый период.

Юкио Мисима

Юкио Мисима в отличие от Акутагавы Рюноскэ попрощался с жизнью как истинный японец. После неудачной попытки государственного переворота, когда писатель и его товарищи по «Обществу щита» захватили командующего военной базой в Итигае, автор «Золотого храма» совершил сэппуку. После, по традиции, товарищ отрубил ему голову.

Впрочем, мы знаем этих писателей не потому, что они выбрали самоубийство, а не естественную смерть, а по их произведениям, выжившим и оставшимся в строю классики мировой литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: